ОСОБОЕ ПРАВО

ОСОБОЕ ПРАВО
- термин, введенный Гегелем в "философии права" для обозначения "права как определенной ступени и формы свободы". По своей сути, О. п. можно представить как: 1) последовательно конкретизирующиеся в применении к многообразной действительности фундаментальные принципы правосознания; 2) иерархическую систему отраслей права, различаемых по их источнику и сфере применения. В логическом смысле О. п. является вторым компонентом гегелевской триады (1-й - "право как свобода", или предельно абстрактное правосознание индивида; 3-й - "право как закон", или актуализованное и концентрированное выражение всех принципов и идей права посредством государственного законодательствования). В этой диалектической взаимосвязи Гегелем прослеживается, по сути, сложный процесс нормообразования, который, согласно его логике, начинается с абстрактно-обезличенного правосознания вообще ("идеи права") и завершается позитивным законотворчеством, опирающимся на особые правовые нормы и реализующим их в качестве "законоположенных". Система, или иерархия, О. п. исходит от "абстрактного права свободной личности", не имеющего еще "позитивного определения", но объемлющего всю возможную сферу правополагания и правоприменения. Первым шагом в конкретизации О. п. является собственность: в сфере отношений между лицами как собственниками или претендентами на собственность правовые принципы впервые получают внешнюю определенность, когда свободная воля  индивида, сталкиваясь с противостоящей волей, становится субъектом и объектом правового нормирования. Первая фиксированная правовая норма (и вторая ступень конкретизации О. п.) - договор, предполагающий участие равных в своем праве и свободе индивидов. Возможность как соблюдения, так и нарушения договора создает третью ступень О. п. - неправо. Его высшей формой является преступление как осознанное нарушение заранее известных правовых норм и обязательств. Гегель настаивает на рассмотрении в качестве преступления только и именно "правосодержащей и объективированной" свободной воли, т. е. собственно правовой оценке подлежат лишь поступки, но не намерения и не случайные обстоятельства, не зависящие от воли субъекта. Этой ступенью завершается сфера абстрактного права, где в качестве субъектов выступают "абстрактные индивиды", т. е. все лица, обладающие формально равной правоспособностью. Далее в качестве таковых должны выступать коллективные субъекты, и, соответственно, правовому нормированию подвергаются уже не единичные связи индивидов, а устойчивые типы социальных связей и социальных действий. Эту ступень Гегель называет моральностью, поскольку здесь право предстает в объективированном виде, в качестве всеобщих норм, применение которых безразлично к индивидуальным особенностям лиц. Конкретизация норм здесь происходит через диалектику умысла и вины, намерения и блага, добра и совести. Высшая ступень реализации "идеи права" - нравственность, т. е. ступень, на которой абстрактно-всеобщее нормирование сочетается с развитой свободной волей индивидов. Восходящие формы О. п. здесь - семья, гражданское общество,  государство. Последняя форма завершает иерархию О. п., являясь ее целе- и смыслообразуюшим началом, в котором право впервые обретает абсолютно позитивную форму - форму государственного закона. Если на второй ступени (моральности) субъектом нормотворчества выступает абстрактный коллектив - человечество вообще, то на высшей ступени - это конкретные сообщества, создающие и определяющие особые сферы правового взаимодействия. В гегелевском понимании О. п. складывается определенный парадокс: историческое развитие права не совпадает и даже противостоит логическому. Ибо "право государства" как высшая и наиболее конкретная форма права исторически следует за предыдущими, но логически предопределяет их и является их "умопостигаемой причиной" или "целевой причиной". В данном случае Гегель воспроизводит логику Аристотеля в отношении взаимосвязи семьи, общины и государства. При определенных недостатках (в частности, отсутствия четкого различения между "правом", "законом" и "правовой нормой") учение Гегеля о системе О. п. явилось фундаментом современного правосознания, рассматривающего позитивное законодательство не как исток правовой системы общества, а как результат взаимодействия правовых норм, складывающихся на основе индивидуального и группового взаимодействия, полисубъектной системы социальных связей и социальных интересов.

Е. В. Гутов


Современный философский словарь. — М.: Панпринт. . 1998.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ОСОБОЕ ПРАВО" в других словарях:

  • особое право на остаточную стоимость акций — Специальное право на получение остаточного основного капитала сертификат, выпускаемый Корпорацией по предоставлению услуг владельцам акций Америкус (Americus Shareowner Service Corporation), частной компании, созданной для торговли этими ценными… …   Финансово-инвестиционный толковый словарь

  • Право мёртвой руки — (лат.  manus mortua  мёртвая рука), норма феодального права, существовавшая в Средние века в странах Западной и Центральной Европы. Содержание 1 История 1.1 На Руси …   Википедия

  • Право ожидания лена — закрепленное в ленном праве Германии особое право лица претендовать на данный лен после того, как он станет выморочным (в случае смерти законного владельца и при отсутствии законно го наследника) …   Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

  • особое роялти — Право на получение особого роялти принадлежит лицу, не являющемуся собственником недр. Для приобретения этого права не требуется участие в эксплуатационных расходах. Право может распространяться на несколько лет или пожизненно… …   Справочник технического переводчика

  • ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ — право, предусмотренное в ст. 37 Конституции РФ в связи с закреплением права на свободный труд. В ч. 4 ст. 37 говорится: признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • ПРАВО НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УГНЕТЕНИЮ — особое конституционное политическое право граждан, в настоящее время встречающееся в конституционных актах крайне редко. Такое право закреплено, например, в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., являющейся составной частью Конституции… …   Юридическая энциклопедия

  • ПРАВО НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УГНЕТЕНИЮ — особое политическое право граждан, встречающееся в конституционных актах крайне редко. Закреплено в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., являющейся составной частью Конституции Франции. Своеобразную форму П. на с.у. получило в ст. 20… …   Юридический словарь

  • ПРАВО НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УГНЕТЕНИЮ — особое конституционное политическое право граждан, в настоящее время встречающееся в конституционных актах крайне редко. Такое право закреплено, например, в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., являющейся составной частью Конституции… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ПРАВО НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УГНЕТЕНИЮ — особое политическое право граждан, встречающееся в настоящее время крайне редко в конституционных актах. Так. это право, например. закреплено в Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Своеобразную форму П. на с.у. получило в ст. 20… …   Энциклопедия юриста

  • ПРАВО ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА — особое личное право, которое конституции и законы современных демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства. П.п.у. заключается в возможности иностранца неопределенно долгое время оставаться на территории… …   Юридический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»